ВЫБОР РАЗДЕЛА  
Главная
«А+», 3PL и все, все, все…
Склад: резервы оптимизации…
Если склад не один
Типичные проблемы склада
Типичные ошибки
Технология виртуального склада
Организация складского прост…
Размещение товара на складе
Оборудование, персонал…
Что. Почем
Что надо знать о своем складе?
Опт и розница: «глюки»…
Во складу ли, в огороде…
А у нас на складе…
Полезные ссылки
Контакты
КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ  
8 341 321 3323
Rambler's Top100
Главная Новости Фотогалерея Форум Контакты
 
 
 
Если склад не один

Если склад не один

За двумя зайцами погонишься...
Народная мудрость

Обычная история: росла фирма, росла и в один прекрасный момент склад стал маловат.

Что делать? Вариантов немного: попробовать «выжать» из данного склада что-то еще, построить или арендовать другой склад, побольше или получше, построить или арендовать еще один склад .

У каждого из перечисленных вариантов есть свои плюсы и минусы, сейчас мы не будем их сравнивать, просто допустим, что решено арендовать или строить еще один склад. В данном случае неважно, по каким причинам, важно то, что создается система из двух или более объектов. Ее и рассмотрим.

Проблема «трех складов» в логистике напоминает «проблему трех тел» в классической механике: ни та, ни другая не имеют общего решения.

Тем не менее, мы попробуем найти решение, которое позволит ликвидировать если и не все, то, по крайней мере, большинство проблем, порождаемых наличием нескольких складов у одной фирмы. Попытаемся, таким образом, поймать хотя бы «полтора зайца». В ситуации приближенной к «боевой», к реальной то есть.

Исходные допущения и ограничения:

  • некая фирма осуществляет оптовую и/или мелкооптовую торговлю со своих складов. При этом стратегия фирмы – максимально приблизить склад к клиентам;
  • склады, в силу различных причин, разные и по характеристикам, и по оборудованию. Например, не все склады имеют железнодорожные подъездные пути;
  • ассортимент товаров достаточно велик, что, в значительной мере, и привлекает клиентов. Предполагается, что клиенты ценят возможность купить максимальный, по ассортименту, объем товаров в одном месте в любое удобное для них время;
  • фирма практикует два способа обслуживания клиентов: так называемый «самовывоз» и «доставку» в соотношении, по объему продаж, примерно один к одному. Авторы полагают, что в данном случае расшифровывать термины «самовывоз» и «доставка» излишне;
  • можно считать, что ни у одного из складов нет ярко выраженной «ассортиментной» и/или «объемной» ниши. Со всех складов продается все в тех объемах, которые на каждом складе есть.

Основные проблемы, видимые изначально:

  • в течение рабочего дня транспортные потоки «доставки» и «самовывоза» буквально пересекаются на складской территории, что замедляет обслуживание и по типу «доставка», и по типу «самовывоз». Полагают, что это объясняется как нехваткой околоскладского пространства и «причальных» приспособлений, так и неоптимальной технологией работы складов;
  • время обслуживания может быть неприемлемо большим для клиента. Проще говоря, маловата скорость комплектации заявок при «самовывозе»;
  • часты случаи, когда приехавший за товаром клиент обнаруживает, что, либо нужной ему товарной позиции на данном складе нет, либо объема, находящегося в данный момент на данном складе, ему не хватает. А в силу специфики клиент хочет получить нужный ему объем товара одномоментно. Считается, что такое положение вещей обусловлено отсутствием механизма оптимального распределения между складами и объема, и ассортимента.

Постановка задачи:

  • за счет оптимизации складской технологии «развести» транспортные потоки «самовывоза» и «доставки», а также увеличить скорость комплектации при «самовывозе»;
  • разработать механизм оптимального распределения объема и ассортимента товара между складами.

Варианты решений.

Первое, что приходит в голову, – построить одинаковые по техническим характеристикам склады и распределить между ними товар поровну, имея на каждом складе полный ассортимент. И это – вовсе не так уж глупо.

Вторая «мысля» – распределить объем товара по складам пропорционально объемам складов. Опять-таки – на каждом складе полный ассортимент. Ну, тоже, как говорят, «не лишено»…

А если вспомнить, что:

  • склады такие, какие они есть и другими уже не будут;
  • и при первом варианте решения, и при втором не исключаются случаи типа: «данной позиции на данном складе нет» и «товар на складе есть, но мне его не хватает»;
  • скорость комплектации заявок и при «самовывозе», и при «доставке» можно, в частности, повысить за счет разумной специализации складов по ассортименту. А возможно – и по объемам заявок. Или по клиентам, например, иногородним. Или вообще по типу обслуживания «доставка» – «самовывоз». Специализация складов в системе, которая состоит из нескольких складских помещений, уж не говоря о распределенных по значительному пространству нескольких складских зданиях, каждое из которых – со всеми складскими «прибамбасами», – штука весьма занятная и при внимательном анализе конкретной ситуации может преподнести сюрпризы. Приятные и не очень. Информация к размышлению – в таблице.

 

«Параметр отличия»

Пример*

Поступление товара от поставщиков

Каждый склад принимает товар от своего «набора» поставщиков. Например, один – от поставщиков, которые отгружают товар железнодорожным транспортом. Или в контейнерах. Другой – от поставщиков, которые отгружают товар на поддонах. Фурами.

Ассортимент

На каждом складе – свой ассортимент. Например, на одном складе хранят шило, а на другом – мыло. А ведь и то, и другое – «хозтовары».

«Тип» клиента

Каждый склад обслуживает свой «набор» клиентов. Например, иногородних, из данной «местности», с транспортом определенного типа и пр.

Объем заявок

Один склад отгружает товар оптом, а другой обслуживает малые заявки розницы.

Тип обслуживания

Один склад обслуживает «самовывоз», а другой – «доставку».

Режим работы

Один склад работает днем, а другой – ночью.

* - допустим, для простоты, что мы имеем систему их двух складов.

Дорогой друг, поразмыслите на досуге над этой таблицей. Уверяем Вас, игра стоит свеч. Но, мы несколько отвлеклись, вернемся к нашим баранам.

Итак, если вспомнить хотя бы часть ограничений, то станет тошно: никакого решения не просматривается.

Точнее: не просматривается красивого, а, следовательно, дешевого и надежного, решения в направлении «данный склад обслуживает данного клиента», в том смысле, что один склад обслуживает одного клиента.

А если посмотреть в разрезе «все склады обслуживают всех клиентов», то решение найти можно.

В этом случае первое, что приходит в голову, – это упразднить «самовывоз», а «доставку» организовать так, как представлено на рисунке 1.

Все склады обслуживают всех клиентов. «Самовывоз» отсутствует.
Рис. 1   Все склады обслуживают всех клиентов. «Самовывоз» отсутствует.


Из рисунка 1 видно, что каждого клиента, в общем случае, обслуживает каждый склад. В меру имеющегося на каждом складе ассортимента и объема товара.

Теоретически все выглядит неплохо: возможна специализация складов и обслуживание практически любой заявки.

Одно коробит: данная схема предполагает возможность «посещения» клиента несколькими автомобилями (экспедиторами, представителями и пр.) фирмы в течение одного дня. Как-то глуповато, что ли… А собирать заявку одного клиента в одно транспортное средство либо долго, либо накладно.

Опять же – «самовывоз» выбросили. Но, что-то же заставляет клиентов лично приезжать за товаром? Вот это – настоящая проблема. Но не будем «растекаться»...

Пусть будет и «доставка», и «самовывоз». А клиенты пусть обслуживаются в соответствии со схемой, которая представлена на рисунке 2.

Горизонтальные стрелки «менеджер» – «менеджер» символизируют возможность для каждого менеджера заказать отсутствующий товар на любом складе фирмы.

Таким образом, клиент обслуживается способом «самовывоз» в пределах имеющегося на данном складе товара, а способом «доставка» – «при наличии отсутствия» на данном складе нужных товарных позиций и/или нужного объема товара.

Проблемы же распределения ассортимента и объемов по складам теряет остроту. Достаточно иметь на каждом складе образцы всего ассортимента. Хотя бы в виде фотографий, демонстрируемых на мониторе компьютера.

А вот возможность специализации складов в том или ином «разрезе» остается.

Правда, замечание насчет возможности «посещения» клиента несколькими представителями фирмы в течение одного дня, остается в силе.

Но это – уже другая проблема. Которая тоже имеет несколько решений.

Что же касается повышения скорости комплектации, то этот вопрос рассмотрен на страницах данного сайта с такой степенью подробности, которая позволяет понять, что, во-первых, такое повышение возможно всегда и, во-вторых, каждый случай следует рассматривать индивидуально, несмотря на представленный, на данном сайте, общий подход к складской логистике. То же самое можно утверждать относительно проблемы «разведения» транспортных потоков «самовывоза» и «доставки». Это можно сделать, как минимум, за счет выбора режима работы складов и, как максимум, за счет специализации складов в одном из упомянутых выше «разрезах».

Все склады обслуживают всех клиентов.
Рис. 2   Все склады обслуживают всех клиентов.
В приведенном на рисунке случае «работают» склады № 1 ("доставка") и № 3 ("самовывоз").
 


© 2006 ООО "Логистик"
Растространение данных материалов - только со ссылкой на сайт